Узнать подробнее
Подробнее
Закрыть
logo
КонтактыХоум-чат

Потребительское отношение к просрочке

Банки, специализирующиеся на потребительском кредитовании, повышают качество своих портфелей опережающими темпами. По итогам девяти месяцев работы ХКФ-банку и банку "Русский стандарт" удалось довести долю просроченных кредитов до рекордно низких уровней — 7,8% и 2,7% соответственно. "Потребительские" банки добиваются таких результатов, не только повышая требования к заемщикам, но и активно списывая просроченные кредиты. 

Вчера ХКФ-банк опубликовал финансовую отчетность по международным стандартам по итогам третьего квартала и девяти месяцев. Просроченная задолженность на 1 октября оказалась на уровне 7,8% от портфеля против 9,2% по итогам девяти месяцев 2008 года. Просрочка 7,8% — это абсолютный минимум для ХКФ-банка. В абсолютном выражении объем просроченных кредитов в портфеле банка также снижается — по сравнению со вторым кварталом просроченная задолженность сократилась на 0,3 млрд руб., до 5,9 млрд руб.

По данным журнала "Коммерсантъ-Деньги" на 1 октября, ХКФ-банк занимал среди российских банков 41-е место по активам (96,2 млрд руб.) и 21-е место по капиталу (28,4 млрд руб.). Объем портфеля потребительских кредитов банка на 1 октября составлял 58 млрд руб.

В банке снижение уровня просрочки до рекордного связывают с оптимизацией оценки риска и предложением новых кредитов, которые дали рост кредитного портфеля, "размывший" просрочку. Кредитный портфель банка вырос за третий квартал на 18%, в частности, во многом благодаря успешной реализации совместной программы с сетевым ритейлером "Эльдорадо", указывают в ХКФ-банке. По итогам первого полугодия банк показывал сокращение кредитного портфеля на 4%.

Эти два фактора — более строгий подход к оценке потенциальных заемщиков и рост кредитного портфеля — в качестве ключевых для улучшения ситуации с просроченной задолженностью называют и эксперты. "В результате кризиса банк пересмотрел политику в отношении выдаваемых кредитов и ужесточил требования к заемщикам",— указывает аналитик "Тройки Диалог" Станислав Пономаренко. В результате стагнации кредитного портфеля в первом полугодии банк не получал просрочку по новым кредитам в прежних объемах и имел возможность сосредоточиться на очистке баланса от просрочки по ранее выданным кредитам, добавляет гендиректор ЦЭА "Интерфакс" Михаил Матовников.

В целом по банковской системе просрочка по розничному кредитному портфелю составляет 8-12%. Но банки, ориентированные на потребительское кредитование, быстрее улучшают качество своих портфелей на выходе из кризиса, указывают эксперты. ""Потребительские" банки, как правило, выдают кредиты на небольшой срок, в результате кредитный портфель быстрее обновляется",— говорит Станислав Пономаренко. К тому же просроченные необеспеченные кредиты списываются с банковских балансов гораздо быстрее, чем обеспеченные. В ХКФ-банке (доля необеспеченных кредитов составляет более 80% от портфеля) под списание идут кредиты с просрочкой более одного года, а в банке "Русский стандарт" списываются кредиты с просрочкой более шести месяцев, указывает господин Пономаренко.

"Русскому стандарту", как и ХКФ-банку, входящему в тройку лидеров экспресс-кредитования, также удалось показать снижение просрочки. По итогам девяти месяцев у "Русского стандарта" она оказалась на уровне 2,7% от портфеля против 2,9% по данным на 1 октября 2008 года. В банке "Русский стандарт" отказались прокомментировать текущее снижение просрочки.

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1549763&NodesID=4
Екатерина Бородихина